Интервью с Сергеем Русскиным.
Почему именно Шримад Бхагаватам?
"Шримад Бхагаватам - настолько грандиозное произведение, что в нём заключены все жанры и все стили, которые, возможно, существуют на сегодняшний день, существовали и будут существовать"

Вопрос: Как же так получилось, что, имея столь разнообразную занятость в современных и классических постановках, вы всё-таки обратились к древнему индийскому Писанию, сказанию, летописи – Шримад Бхагаватам? Что именно вас привлекло в этой столь необычной работе?

Ответ: Мне кажется, вообще, что Шримад Бхагаватам - настолько грандиозное произведение, что в нём заключены все жанры и все стили, которые, возможно, существуют на сегодняшний день, существовали и будут существовать. Поэтому для актёра сыграть, посредством Шримад Бхагаватам, в боевике, в экшене, в мелодраме, в эротике (да, даже в эротических моментах), по-моему это просто благодать.

Спустилась такая благодать: а не сыграть ли тебе, Сергей, не попробовать ли тебе все виды жанров?

Я так для себя это определил. Мне очень понравилось это. И, мне кажется, Шримад Бхагаватам - настолько грандиозный и обширный труд, что в нём можно актёру реализоваться по полной программе, на все 100 процентов! И не один Кам, ни одна театральная работа и, может быть, даже, вся жизнь в театре, вся жизнь в кинематографе, на мой сегодняшний взгляд, не сравнится с тем, что предоставляет Шримад Бхагаватам.
"Шримад Бхагаватам – универсальное произведение. Его можно начинать читать с любого места, с любого листа, с любого текста, с любой песни. Это я понял"
Вопрос: Так вас привлекло именно действие, которое там описывается?

Ответ: Там есть всё!

Дело в том, что там есть и активное действие, которое выражено в совершенно разных жанрах. Там есть и чистый боевик, и чистый экшен, там детектив, там есть мелодрама. Я повторяюсь уже, да, получается, там представлены разные жанры.

Все, которые только возможны в кинематографе и театре. Там, безусловно, есть фэнтези, да, эротика. Это первое. Так сказать, жанровые исполнения.

Далее, там есть второй блок - это философский блок, посредством которого я открыл для себя то, чего бы я, может быть, никогда бы не открыл, читая светскую литературу.

Я открыл для себя там - Что такое Бог? Как Он выглядит? Где Он вообще? Почему Он сюда к нам приходит? Какова наша цель?

Вообще, там ответы на все мои внутренние вопросы, которые возникали у меня в жизни. Вот они, эти вопросы, с точки зрения философии, там я эти ответы нашел. И ещё там есть, может быть, даже, самое главное - это молитвенный экстаз.

Вопрос: Скажите, как, по вашему мнению, современному человеку, погруженному в быт, бизнес, проблемы обыденной жизни, Бхагаватам может помочь? Этот очень древний текст, который был написан тысячи лет назад. Какая связь между сегодняшней жизнью и знанием, которое дается там?

Ответ: Вообще-то, не надо их делить - сегодняшнюю жизнь и какую-то ещё другую жизнь. У нас есть та жизнь, которая есть. И для нас, для каждого человека, она является вечной. Вы же живете! Вы же не живете с ощущением того, что вы завтра умрете? Так живут только исключительные люди. А вообще-то вы живёте с ощущением того, что будете жить очень долго и даже с ощущением того, что вы живете вечно. Раз вы живёте вечно, то вы должны пользоваться литературой, которая отвечает на вечные вопросы.

Вы заметили, что как только мы начинаем снимать, сразу кто-то стучится? Кто это стучится? А это Шримад Бхагаватам!


"Если ты открываешься Шримад Бхагаватам – Шримад Бхагаватам открывается тебе"
Шримад Бхагаватам стучится в дверь нашего сознания. Она вечная. Есть вечные вопросы, на которые будет отвечать любое живое существо, если оно будет находиться в сознании. Какие эти вечные вопросы?

Откуда я пришел в этот мир? Почему я страдаю? Куда я уйду после смерти? Правильно ли я живу? Почему я не счастлив в этой жизни? И как мне избавиться от несчастья? Как обрести абсолютное счастье?

То есть не то счастье, которое достигается, а потом кончается. Вот я задал себе вопрос, опять же, в детстве: а можно ли вот так, чтобы счастье было каждый день? Причём каждый день счастье увеличивающееся. С каждым мгновением. Тот человек, который задаёт себе такие вопросы, он, безусловно, если он задаёт эти вопросы искренне, не для показухи, он обязательно получает ответ. И в этом уже есть промысел Господень.

Вопрос: В чем же причина того, что вы ищете ответы на эти божественные вопросы в восточной философии, а не в христианской традиции, которая так привычна для русских людей?

Ответ: Я вообще не разделяю – русский, не русский.

Моя фамилия-то Русскин, которая говорит о том, что я как бы принадлежу…

Я со временем перестал, честно вам скажу, цепляться за своё имя, отчество и фамилию. И вот как я почувствовал: когда меня называют другим именем, вдруг случайно, ошибаются... Недавно мне прислали письмо, там было написано: Сергей Павлович, там, или Сергей Иванович. Я - Сергей Викторович. Ну, к примеру. Я, вдруг почувствовал, что меня это нисколько не оскорбило. Я не обиделся. Меня назвали другим именем.

И вообще, мне кажется, а есть ли я вообще? Может это какой-то сгусток? Я ли это я? И что такое я? И дальше мы будем бесконечно...

И на эти вопросы многие религии отвечают, но опосредованно, касательно.

А Шримад Бхагаватам отвечает достаточно полно на эти вопросы. Вот и всё. Вот так.

Причём тут русские или не русские, христианство?

Если бы я в христианстве нашел ответы на эти вопросы: Почему я страдаю? Есть ли выход из страданий? Что за пределами звёзд? А как выглядит Бог? Изначальная форма Его какова?

Масса вопросов, на которые христианство отвечает, но частично. Меня эти ответы не удовлетворили. Вот и всё.

Я нашёл то произведение, которое отвечает глубинным образом, более масштабно.

Если вы, дорогой корреспондент, предъявите мне сейчас какое-то более развёрнутое произведение, которое бы отвечало на эти мои вопросы, я с удовольствием бы в него включился.

Но, как мне кажется, есть разные ступени религиозного сознания.

Как в жизни в школе: первый класс, второй, третий.. Вот у нас тут человек защищает диплом, высшее образование получает. Потом, возможно, он будет ещё дальше к чему-то стремиться.

Тоже самое, как мне кажется, и в религиозной науке: существуют первые классы, вторые классы, существуют высшие университеты.

Если вы мне представите более возвышенную концепцию Бога, более развёрнутые ответы на мои вопросы, я, может быть, и подключусь к этой системе координат. Меня вот она устраивает. Отвечает на мои вопросы. А другие - не отвечают. Вот и всё. Это так, коротко.

"Вы же не для знаний живёте. Не для напичкивания себя едой, знаниями… Вы же живёте для счастья!"
Вопрос: Шримад Бхагаватам - довольно большое произведение, Которое состоит из 12 частей, песен. В них собраны очень разные по содержанию и смыслу истории. И современный человек, видя огромное произведение, тушуется, боится начинать и боится не дойти до конца.

Как вы все - таки посоветуете общаться со Шримад Бхагаватам? Как воспринять знание, которое там дается?

Ответ: Я сторонник простых методов. Раньше у меня методы были более категоричные, более сложные. Они в чем заключаются? Вот я начинаю с самого начала (я себе так говорил) и двигаюсь постепенно, потому что если я не пойму начало, то я дальше не пойму и конца.

Шримад Бхагаватам – универсальное произведение. Его можно начинать читать с любого места, с любого листа, с любого текста, с любой песни. Это я понял.

Если ты открываешься Шримад Бхагаватам – Шримад Бхагаватам открывается тебе.

Если ты чист, вот так вот преподаешь к ней и говоришь – я никчемный человек, я ничего не знаю, я полностью доверяюсь тебе – она тебе открывается.

Если ты с какими - то туда…

Но я не думаю, что кто-то будет с корыстными целями читать Шримад Бхагаватам.

Корыстными целями - имеется в виду, я напичкаю себя знанием и где-нибудь, когда-нибудь в хорошей компании за столом могу блеснуть эрудицией по поводу того, как я читал Шримад Бхагаватам и что я оттуда почерпнул. Ничего хорошего в этом не будет.

Вы же... Вы же не для знаний живёте. Не для напичкивания себя едой, знаниями…

Вы же живёте для счастья!